Казачество и советская власть в Лабинском районе 90 лет назад

Сайт Лабавед продолжает публикации об истории Лабинского района. Сегодня речь пойдет о расказачивании на территории нашего района, начавшемся в 20-е годы после революции.

Казачество и советская власть. )Кисленко Ю.Б., старший научный сотрудник Лабинского музея истории и краеведения имени Ф. Моисеенко)

Отношение советской власти и казачества в период Гражданской войны. Расказачивание 1919г.

Время великих перемен принесло с собой огромные испытания для всего казачества. Начиная с Гражданской войны, оно не было едино в борьбе с советской властью. Некоторая часть казаков, в основном – беднота, выступала на стороне большевиков. К концу 1918 г. стало очевидно, что почти в каждом войске примерно 80 % боеспособных казаков сражается с большевиками и около 20 % сражается на стороне большевиков. В сражениях красные казаки проявляются как лучшие боевые части большевиков. На Кубани огромной популярностью пользуются красные казачьи командиры И. Кочубей, Я. Балаханов.


Советское правительство пытается еще больше расколоть казачества. Для руководства красными казаками и с агитационными целями - показать, что не все казаки против советской власти, при ВЦИК(е) создается Казачий отдел.


Большевистское руководство видело, что именно казаки составляют большинство живой силы «белых» армий. Особенно характерно это было для Юга России, где на Дону и Кубани сконцентрировались две трети всех казаков. Из-за малочисленности красных казаков складывалось впечатление, что все казаки воюют с не казачьим населением.


Желая одним решительным и жестким ударом подавить казачество, большевистские лидеры, решили, начиная с зимы 1919 года, перенести на казачьих территориях политику «красного террора». 24 января 1919 года во все советские учреждения было разослано секретное Циркуляр¬ное письмо, принятое на заседании, возглавляемым Свердловым Оргбюро ЦК РКП (б). В директиве предписывалось: «Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Провести массовый террор против богатых кулаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с советской властью. К среднему казачеству применить те же меры. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания». (РГВА, ф. 60/100. ед. хр. 10 С. Л. 151-153)


Гражданская война стала настоящей трагедией казачества. Большевики вели с ним войну на уничтожение. «Белые» - опирались, как на главный источник живой силы для своих армий. В гражданской войне «белые» армии потерпели поражение. Их вожди не смогли найти общий язык с основной массой населения страны – с крестьянами и рабочими. Казачество разделило это поражение. Потери казаков в Гражданской войне были не исчислимы. Огромное количество казаков, не признав себя побежденными, покинули пределы России.
Еще в конце Гражданской войны большевики, понимая, что для прекращения вооруженной борьбы на Юге России необходимо договариваться с казачеством, решили созвать Всероссийский съезд трудовых казаков. Первый казачий съезд работал в Москве с 29 февраля по 6 марта 1920 года. В его заседаниях приняло участие 466 делегатов. От Кубанского войска прибыло всего 2 представителя и один из них - красный казак, проживавший после Гражданской войны в станице Лабинской, Андрей Ефимович Слепокуров (чьим именем в последствии была названа одна из улиц Лабинска). Съезд декларировал признание казачества неотъемлемой частью русского народа. Перед последним была выдвинута задачу в тесном союзе с рабочим классом и крестьянством бороться за упрочение Советской власти. Форум постановил, что советское строительство в казачьих областях должно проводиться на основе Конституции 1918 года, а землеустройство – в соответствии с действующими положениями Советской Республики. На съезде было избрано 18 представителей в состав Казачьего отдела ВЦИК. (Гражданская война и интервенция в СССР. Энциклопедия. – М., 1983. – С 248, 447)


Выступавший на съезде М. И. Калинин попытался объяснить делегатам, что политика расказачивания принесет казакам только благо: «Конечно, советская власть нравственно обязана расказачивать казачество, и она будет расказачивать, но в каком отношении? Расказачивать - это не значит снимать или срезать красные лампасы с брюк - обыкновенное украшение, которое привыкло носить все казачье население. Расказачивание состоит не в этом, а в том, чтобы в казачьих областях были проведены железные дороги, чтобы женщина-казачка поднялась на высший культурный уровень, чтобы с казачьего населения были сняты особые воинские повинности. Если вы только подумаете, в чём состоит сущность этого расказачивания, то вы увидите, что оно должно приветствоваться всем казачьим населением». (Бугай Н. Ф. Казачество России: отторжение, признание, возрождение (1917-90-годы). – М., 2000. – С. 40)


В тот период Советская власть еще старалась осторожно подходить к казачьему вопросу, так как казачий боевой ресурс был крайне необходим для будущей войны с Польшей. Первый всероссийский съезд казаков ходатайствовал перед ВЦИК об амнистии к рядовым казакам, и эта просьба была удовлетворена. Так в ходе наступления Советских войск на Черноморском побережье Кавказа попало в плен около 34 тысяч казаков, которые были временно распущены по домам, а затем им предоставили возможность «кровью искупить вину перед революцией» на войне против Польши. (Агафонов О.В. Казачьи войска России во втором тысячелетии. – М., 2002. – С. 292, 282). Большевики вовсе не отказывались от политики расказачивания – они лишь временно брали передышку, меняли тактику. После окончания Гражданской войны большинство советских руководителей в центре и на местах по-прежнему смотрели на казаков, как на враждебную силу. В свою очередь основная масса казачества также относилась к новой власти с недоверие.


Казачество и советская власть в 1920-е годы


Еще в конце Гражданской войны большевики, понимая, что для прекращения вооруженной борьбы на Юге России необходимо договариваться с казачеством, решили созвать Всероссийский съезд трудовых казаков. Первый казачий съезд работал в Москве с 29 февраля по 6 марта 1920 года. В его заседаниях приняло участие 466 делегатов. От Кубанского войска прибыло всего 2 представителя и один из них - красный казак, проживавший после Гражданской войны в станице Лабинской, Андрей Ефимович Слепокуров (чьим именем в последствии была названа одна из улиц Лабинска). Съезд декларировал признание казачества неотъемлемой частью русского народа. Перед последним была выдвинута задачу в тесном союзе с рабочим классом и крестьянством бороться за упрочение Советской власти. Форум постановил, что советское строительство в казачьих областях должно проводиться на основе Конституции 1918 года, а землеустройство – в соответствии с действующими положениями Советской Республики. На съезде было избрано 18 представителей в состав Казачьего отдела ВЦИК. (Гражданская война и интервенция в СССР. Энциклопедия. – М., 1983. – С 248, 447).
Выступавший на съезде М. И. Калинин попытался объяснить делегатам, что политика расказачивания принесет казакам только благо: «Конечно, советская власть нравственно обязана расказачивать казачество, и она будет расказачивать, но в каком отношении? Расказачивать - это не значит снимать или срезать красные лампасы с брюк - обыкновенное украшение, которое привыкло носить все казачье население. Расказачивание состоит не в этом, а в том, чтобы в казачьих областях были проведены железные дороги, чтобы женщина-казачка поднялась на высший культурный уровень, чтобы с казачьего населения были сняты особые воинские повинности. Если вы только подумаете, в чём состоит сущность этого расказачивания, то вы увидите, что оно должно приветствоваться всем казачьим населением». (Бугай Н. Ф. Казачество России: отторжение, признание, возрождение (1917-90-годы). – М., 2000. – С. 40)


В тот период Советская власть еще старалась осторожно подходить к казачьему вопросу, так как казачий боевой ресурс был крайне необходим для будущей войны с Польшей. Первый всероссийский съезд казаков ходатайствовал перед ВЦИК об амнистии к рядовым казакам, и эта просьба была удовлетворена. Так в ходе наступления Советских войск на Черноморском побережье Кавказа попало в плен около 34 тысяч казаков, которые были временно распущены по домам, а затем им предоставили возможность «кровью искупить вину перед революцией» на войне против Польши. (Агафонов О.В. Казачьи войска России во втором тысячелетии. – М., 2002. – С. 292, 282). Большевики вовсе не отказывались от политики расказачиваемя – они лишь временно брали передышку, меняли тактику.


В самом начале 20-х гг. советскими органами власти все казачьи войска как административно-территориальные образования были упразднены; казачьи земли вошли в состав краев и областей. С целью распыления казачества производилось дробление территорий бывших казачьих войск.


Существовали ограничения по службе казаков в армии, их представительства в местных органах власти. Было запрещено ношение традиционной казачьей одежды (шаровар с лампасами). Традиционное казачье землевладение и землепользование ликвидировались. На бывшие казачьи области распространялось действие общих законов о землеустройстве, землепользовании в Российской Федерации.


Если до революции на Кубани господствовало войсковое землевладение, и в земельных отношениях действовало правило: «земля для казачества, а неказачьи сословия - иногородние - могут пользоваться ее на правах аренды». То теперь землеустроительное поравнение, стало формой «мирного» расказачивания через «окрестьянивание» казачьих хозяйств, т.е. полного растворения казаков в крестьянской массе, вплоть до окончательного исчезновения самого понятия.


Сопротивление землеустройству со стороны казаков объяснялось не столько нежеланием дать землю иногородним, сколько борьбой против разбазаривания земли, измельчения хозяйств. На Кубани с 1916 по 1926 гг. количество хозяйств выросло более чем на треть.
В середине 20-х гг. политика власти по отношению к казачеству смягчилась. В 1925 г. было принято решение активно вовлекать казаков в советское строительство. Увеличилось представительство казаков в станичных и районных советах. Разрешалось носить традиционную казачью одежду.


«Заигрывание» с казаками завершилось с окончанием нэпа. Постепенно исчезли рискнувшие вернуться из эмиграции, остатки прежней интеллигенции и офицерства – все, кто, по мнению властей, мог еще возглавить сопротивление. «Великий перелом», в котором районы Дона и Кубани стали «опытным полем», лишь довершил процесс расказачивания. (По материалам: В.Е. Щетнев. Расказачивание как социально-историческая проблема)


Казачество в «новой жизни»


В ходе «великого перелома» произошло «раскрестьянивание» крестьянской России. Вместе с миллионами крестьянами погибли или стали колхозниками уже расказаченные казаки.
Из Приложения № 6 к протоколу № 38 заседания бюро Лаб. РКП(б) (13 – 14 марта 1931 г.)


ПРЕДЛОЖЕНИЯ по вопросу о работе среди казачества


Отметить совершенно неудовлетворительную работу среди казачества, особенно казачек и молодежи в части проведения с ними массовой работы, вовлечения последних в практическую работу, посылку на учебу, вербовку в армию.


Партячейки, станичные и районные организации – не поняли всей политической важности данной работы. К этой работе со стороны последних было проявлено явно правооппортунистическое отношение, результате чего, в момент перевыборов с/советов, Правления ЕПО, Правления колхозов и бригадиров – казачество было избрано в незначительном количестве...


Такое недопустимое отношение к этой работе о стороны партячеек – дала возможность классовому врагу – кулаку, использовать это положение в своих контрреволюционных действиях – разжигание сословной розни и распускать контрреволюционные нелепые слухи, как-то: «о ликвидации кулачества, о поголовном выселении казаков, о том, что с казачеством совершенно не желают считаться» и т.д.


Исходя из этого Бюро Райкома ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Немедленно под ответственность секретарей партячеек и фракций организаций – провести тщательную массовую проверку выполнения директив по работе среди казачества, обратив особое внимание на вовлечение трудящегося казачества в состав Президиума с/совета, правления Сельпо, Правления колхозов и бригадирами...
2. Обязать партячейки провести проверку всего состава бригадиров и полеводов, выделив в замен неугодных лучшую часть казачества.
3. Предложить райкому комсомола и женсектору проверить работу среди казачьей молодежи и... женских масс казачек..., приняв все необходимые меры к оживлению и укреплению этой работы...
4. Обязать Культпроп (сектор культорной пропаганда – ред.) Райкома в дальнейшем обеспечить посылку на различного рода курсы по подготовке кадров для советской колхозной и кооперативной работы в составе курсантов из среды бедняцко-середняцкого актива казачества – 50 %.
6. Констатируя слабую работу среди женских масс – казачек, Бюро Райкома заостряет внимание всех партячеек и организаций на максимальном усилении работы среди женщин-казачек, принимая все меры наибольшему их вовлечению во все звенья советской, кооперативной и общественной работы. При этом особое внимание уделять вовлечению женщин казачек на хозяйственную работу колхозов, кооперации и др. организаций
8. Предупредить партячейки и фракции как районных, так и станичных организаций, что невыполнение указанной директивы Райкома ВКП(б) - будет исходить из решения Бюро Крайкома от 26/IV – 30 года. Тот, кто по-настоящему не ведет работы с основными массами казачества, кто допускает в отношении его искажения линии партии, - тот является прямым подсобником кулаку, к таким лицам «являющимися подсобником кулаку», Райком будет применять строжайшие меры партийного воздействия вплоть до исключения из партии...
Секретарь Райкома ВКП(б) Сулакшин (ЦДНИКК, ф. 1366, оп. 1, д. 92. л. 30. Лабинский архив, ф. 434, оп. 3, д. 18. Копия)


Двуликая линия партии с одной стороны легализировавшая казачий вопрос, а с другой – усилившая классовую линию и идеологическую борьбу с казачеством, в ходе коллективизация завершила процесс рассказачивания. Так претворилась в жизнь политика парии, выраженная в словах секретаря Северо-Кавказского крайкома А.И. Микояна: «Наша основная задача по отношению к казачеству - это вовлечение казаков-бедняков и середняков в советскую общественность. Несомненно, эта задача очень трудная. Дело придется иметь с укоренившимися в течение многих десятилетий специфическими бытовыми и психологическими чертами, искусственно взращивавшимися царизмом. Нужно эти чертам побороть и вырастить новые, наши советские. Из казака нужно сделать советского общественника...» (по материалам: В.Е. Щетнев. Расказачивание как социально-историческая проблема // http://veshki-bazar.ru/uncossacks.htm)


В первую очередь за советской властью пошла молодежь. Ее первую удалось оторвать от земли, семьи, церкви. Оставшиеся в живых старики примирились с новыми порядками. В результате системы мер в экономической и общественно-политической сферах казачество перестало существовать как социально-экономическая группа. Утратив свою обособленность, став колхозниками, казаки сохраняли лишь этнографический элемент своего уклада. Но, несмотря на все преобразования, менталитет казаков все же сохранился. Из поколения в поколение предавалось уважение к традициям дедов и отцов.


В 1936 году в связи с возникновением опасности агрессии со стороны Германии были сняты ограничения на службу казачества в отрядах РККА. В соответствии с приказом Наркома обороны К. Е. Ворошилова N 67 от 23 апреля 1936 года некоторые кавалерийские дивизии получили статус казачьих. Так 15 мая 1936 года 12-я территориальная кавдивизия, размещенная на Кубани была переименована в 12-ю Кубанскую территориальную казачью дивизию, 6-я кавалерийская Чонгарская Краснознаменная имени товарища Буденного переименована в 6-ю Кубано-Терскую казачью Краснознаменную дивизию им. С. М. Буденного. Специальным актом было восстановлено ношение ранее запрещенной казачьей формы. В 1936 г. была утверждена парадная форма для казачьих частей. В этой форме и шли казаки на Параде Победы 24 июня 1945 г. А первый парад в составе Красной Армии с участием казачьих частей Сводной кавалерийской дивизии состоялся 1 мая 37-го года. Все присутствующие были поражены высокой выучкой казаков, дважды галопом, промчавшихся по мокрой брусчатке Красной площади. Казаки показали, что готовы, как и раньше, грудью встать на защиту Родины.

Фото :

  • Ахметовские казаки не принявшие революцию1917 г. Третий слева - Полянский Николай Давыдович. Фото, ст. Ахметовская, 1918 г. (Из семейного архива М.Н. Крюковой, внучки Полянского Н.Д.)

1.Ахметовские казаки не принявшие революцию1917 г. Третий слева - Полянский Николай Давыдович. Фото, ст. Ахметовская, 1918 г. (Из семейного архива М.Н. Крюковой, внучки Полян

    • Агитационно-пропагандистский  «Красный казак» прибыл в одну из кубанских станиц. Фото, 1920 г.

2.Агитационно-пропагандистский  «Красный казак» прибыл в одну из кубанских станиц. Фото, 1920 г.

Казачья семья Забиякиных (Фома и Максим Фомич) из станицы Ахметовской в  «год великого перелома». Фото, ст. Ахметовская, 1931/32 г. Из частного архива.
3.Казачья семья Забиякиных (Фома и Максим Фомич) из станицы Ахметовской в  «год великого перелома». Фото, ст. Ахметовская, 193132 г. Из частного архива.

  • Супружеская пара Матвеева Фекла и Бохонцев Василий. Фото, ст. Лабинская, 1937 год. Из семейного архива Матвеевых



4.Супружеская пара Матвеева Фекла и Бохонцев Василий. Фото, ст. Лабинская, 1937 год. Из семейного архива Матвеевых

  • В 1936 году в связи с возникновением опасности агрессии со стороны Германии были сняты ограничения на службу казачества в отрядах РККА. Фото Шалаева Гаврилы Степановича. Из фондов Лабинского музея


5.В 1936 году в связи с возникновением опасности агрессии со стороны Германии...

  • Казачий ансамбль  Лабинского клуба Ворошиловских кавалеристов. Фото, ст. Лабинская, 1930-е гг. Из фондов Лабинского музея


7.Казачий ансамбль  Лабинского клуба Ворошиловских кавалеристов. Фото, ст. Лабинская, 1930-е гг. Из фондов Лабинского музея


  • Первый парад казаков в составе РККА на Красной площади. 1 мая 1937-го года. Все присутствующие были поражены высокой выучкой казаков, дважды галопом, промчавшихся по мокрой брусчатке Красной площади. Казаки показали, что готовы, как и раньше, грудью встать на защиту Родины.


8.Первый парад казаков в составе РККА на Красной площади, 1 мая 1937-го года. Казаки показали, что готовы, как и раньше, грудью встать на защиту Родины.

Актуальность
( 0 оценок )

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Основной принцип - «посетил - отпишись». 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

 Комментарии предназначены для общения и обсуждения , а также для выяснения интересующих вопросов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама, заявления, связанные с деятельностью компании.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Актуальность
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать